История Троицкой церкви в селе Люперсольское

Хочу рассказать о истории Троицкой церкви с. Люперсольское (ныне с. Кужмара Советского района), церковь была закрыта 21 июня 1939 года, в дальнейшем здание пустовало. Постепенно храм приходил в ветхость, в настоящий момент от здания остались только стены.

Священник Петр Дмитриевич Красноперов с матушкой Марией Стефановной, из личного архива Е.И. Добрыниной

Массовая христианизация в Марийском крае началась в XVIII в. Появились села, где возводили церковь. Вятская епархия заботилась о духовном мире селян: и в 1789 г была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы в с. Люперсола Кадамской волости Яранского уезда Вятской губернии на средства прихожан по благословлению Казанского архиепископа Амвросия (ныне с. Кужмара, одноименный центр сельской администрации). Она обслуживала починки: Кордем, Кодам, Ургаш, Курлак; деревни: Енерсола (Энгерсола), Лайсола, Шудаюл, (Шудасола), Руйюл, (Руясола), Куберсола, Люперсола, Кордемтюр, Васильево, Большой Кадам, Малый Кодам, Ожиганово, Алесвоя (Алеево), Кордемучаш, село Люперсола (Люперсольское).1 Архиепископ Амвросий был одним из первых, кто выступил с проектами по переводческому делу, изданию богослужебной литературы на языке «иноверцев».2 В 1790 году Царевококшайским протоиреем Иосифом был освящен престол в приделе во имя Архангела Михаила. Главный престол во имя Пресвятой Живоначальной Троицы был освящен в 1791 году Царевосанчурским протоиреем Виссарионом по благословлению преосвященного епископа Вятского Лаврентия.3 Число жителей прихода в 1829 г. составляло 1831 человек, из них 903 мужчины, 928 женщин. Церковь имела 1 десятину усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной земель. Церковь отведенной землей не пользовалась, а весь доход получала с крестьян в виде руги (1 пуд ржи и овса), пожертвований и кружечных сборов.4 К 1823 году был возведен новый каменный храм с колокольней, который был освящен протоиреем Андреем Решетовым, Благочинным Царевосанчурского Покровского собора по благословлению епископа Вятского и Слободского Павла. Таким образом, в храме стало 3 престола: во имя Святой Живоначальной Троицы, Архангела Михаила и Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Штат служителей церкви состоял из священника, двух дьяконов и пономаря.

К 1889 г. штат священников увеличился до двух, также были два псаломщика. Дома у священника Иона Наумова и псаломщика Александра Упшинского были собственные деревянные на церковной земле. А священник Павел Беневоленский жил в церковном деревянном доме, построенном на церковной земле. 16 февраля 1892 года диакон Петр Красноперов был рукоположен священником в Троицкую церковь, вместо священника Павла Беневоленского5. Псаломщик Иоанн Сенилов жил в деревне, стоящей от села на ¼ версты в купленной избе. На содержание священно-церковнослужителей храм пособий, жалований не получал.

Расстояние церкви от Духовной Консистории составляло 250 верст, от местного Благочиния 35 верст.

Ближайшими храмами являлись: Великопольская церковь в 18 верстах, Шулкинская в 15 верстах, Козмодемианская в 12 верстах. Приписной церкви не было, часовни также отсутствовали. В 1901 году построенная часовня в починке Неделька (Шабаши) стала принадлежать церкви с. Люперсольское.

При Троицкой церкви, 7 октября 1886 г. была открыта школа грамотности в деревне Шудасола. 30 марта 1889 г. она была переименована церковно-приходскую школу, перешедшую в д. Кельмаксола. Также были открыты миссионерские школы грамоты в д. Алеево, Кордемтюр, Куберсола, Ст. Ургакш, Энерсола.

Церковно-приходская школа после ряда изменений переведена в Руясолинскую восьмилетнюю школу, впоследствии перенесенную в д. Кельмаксола и переименованную в Кельмаксолинскую среднюю школу (ф. — 156.)6

Необходимость открытия школы была продиктована миссионерской деятельностью среди марийского населения, необходимостью его приобщения к русской духовной культуре. «Если не предпринять меры по христианскому освящению жизни народа, то нельзя покончить с язычеством и выполнить миссионерскую политику правительства» — не раз с таким заявлением обращался настоятель Люперсольского прихода священник Иона Наумов к Благочинному Вятской Епархии. 7 Духовенство считало, что для обучения детей черемисов подходят лишь школы духовного ведомства. «Без содействия школ и без достаточного их числа нельзя и мечтать о скором и успешном просвещении наших инородцев – «язычников». По многочисленным прошениям священнослужителя Ионы Наумова, при церкви была открыта инородческая школа грамотности 7 октября 1886 года в д. Шудасола. Епархиальным советом по благословению Преосвященного Сергия от 30 марта 1889 г. она была переименована в одноклассную мужскую церковно – приходскую школу и переведена в д. Кельмаксола. В ней обучались 4 мальчика из мари. В 1901 году в школе насчитывалось 35 учеников, в том числе одна девочка (она была дочерью учителя). Учителями в 1889 г. в церковно-приходской школе были законоучитель — священник Иона Наумов, который был награжден бронзовым наперсным крестом в память о войне 1853-1856 гг. и другой учитель, — крестьянин из марийцев Царевококшайского уезда Петриковской волости д. Корак-Сола — Ефим Трофимович Ахманаев. 8 В церковно-приходской школе центральной фигурой выступал не учитель, а священник. В свидетельстве об окончании школы ставились подписи священнослужителей, и нигде не фигурировала запись светского учителя. Об этом свидетельствует свидетельство об окончании школы, найденное учителем школы В. И. Пермяковым: «Яранское уездное отделение Вятского Епархиального училищного Совета сим свидетельствует, что Василий Иванов из черемис, без фамилии, сын крестьянина Вятской губернии Яранского уезда Кадамской волости Шудасолинского общества деревни Кельмаксолы, родившийся в 1879 году, успешно окончил курс учения Кельмаксолинской церковно-приходской школы… о чем заверяют подписи Председателя Вятского Епархиального Училищного Совета Яранского отделения протоирея Николая Курбановского, члена священника Симеона Попцова, законоучителя-священника Ионы Наумова».9 На содержание церковно-приходской школы государство не выделяло каких-либо средств, деньги получали от попечителей. Например, в 1897 году на содержание выделено всего 122 рубля, в подсчете на одного человека 7, 5 рублей. В такой ситуации материальное положение школы находилось в плачевном состоянии. К тому же нужно было платить учителю Е.Т. Ахманаеву в год 60 рублей 50 копеек.

Попечительская расходная книга села Люперсольскаго Троицкой церкви Яранского уезда с августа 1887-1912 гг.

Расходы попечительства

Ф. -156, оп. 1, д. 76.

Из города Казани Казанского Богородицкого монастыря живописки монахины Анны Усковой за написание иконы Всех Святых – 60 рублей.

За покраску церковных оград — 20 рублей. Отставному матросу слободы Кукарка Василию Лукианову Попцову,

1889 г. август

г. Ярославль – колокололитейный завод Ивану Порфириву Оллавяннишиникаву за колокол весом 102 пуда 20 ф. (фунтов) по 16 р. 50 коп. – за пуд, и за язык колокола весом 4 п. 10 ф. по 6 руб. за пуд. Следовало уплатить 980 руб.

(осталось платить 436р. 75 коп.)

Отправка колокола на пароходе из Н. Новгорода (церковный староста Нестор Васильев Мочалов) до Сундырской пристани – 20 руб.

Доставка колокола 102 п. 20 ф.из села Кокшагского до села Люперсольское (32 руб. 20 коп.) Царевококшайского уезда Вараксинской волости д. Якимово крестьянин Гавриил Васильев Белоусов.

Навес к новому колоколу весом 2 п. по 3 руб. – за пуд. За работу — 1, 15, — 7,15 руб. г. Козьмодемьянск мещанину Василию Яковлеву Шеину.

Поднятие нового колокола 25 руб. (Яранский уезд Юкшумская волость починка Ивановского крестьянину Зосиму Касмину Ермолину)

1892 год

В Кадамское волостное Правление впервые за страхование от огня 6 октября 1892 г. по 6 октября 1893 г. дана — 4 руб. 83 коп.

Стеклянная дверь в холодный храм (заведующему Люперсольским инородческим училищем учителю Василию Матвееву Кудрявцеву) – 17 руб. 45 коп.

1893 год

Окрас крыши и купола церкви и колокольни медянкой на масле и за отбелку — Г. Царевосанчурск – Ивану Григорьеву Латышову

Отбелка стен внутри церкви, окраска медянкой главы на церкви и шпиля на колокольню, окраску оконных храма внутри и наружности, отбелка церковной усыпальницы – (покраска медянкой) – 14 руб.

Новый дом для псаломщика 16 рядов 9-ти аршин в длину с крышей , полом и потолком – 35 руб. (д. Люперсола крестьянин из черемис Емельян Павлов)

1894 год.

Пятистенный амбар — к диаконскому дому.

1895 год

Позолота в холодном храме иконостаса червонным золотом – 300 руб.

Устройство новых ворот при доме священника.

1897 год

Май.

Вставка 28 новых стекол в теплой и холодной церкви (Царевококшайский уезд д. Тойбеково крестьянину Ивану Петрову)

Июль.

Отбелка свода и стен в теплой и холодной церкви и окрас белилами на масле всех дверей, панели и оконных рам. (Яранский уезд Успенская волость д. Плешково крестьянину Семену Петрову Столярову)

1898 год

Сентябрь.

В доме и бане священника Красноперова новую печь.

1899 год

Вставка 12 оконниц в доме Красноперова, доставка 1550 кирпичей священнику Красноперову.

1900 год

Октябрь.

Кладка печи в церковной сторожке.

Книга на записку расхода денежных сумм и капиталов.

Ф. -156, оп. 1, д. 87, л. 18 об.

В январе в Москву в редакцию журнала «Кормчий» на выписку онаго на 1900 г. через Царевококшайскую почтовую контору послано 4 рубля 16 копеек.

Ф. -156, оп. 1, д. 87, л. 69 об.

Выписка Епархиальных ведомостей за 1901 год – 5 руб. 6 копеек.

Квитанция отпущена в Люперсольское 18 октября 1901 г.

Смотритель склада: церковный староста Авраам Егоров Заплаткин.

1 ГАРМЭ. Ф – 156, оп. 1, д.17, л. 3.

2 Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском университете: Типография Императорского университета. Т. 7., изданный под редакцией секретаря общества П.В. Трабенберга с приложением «Протоколов» за 1888г. – Казань, 1889. – С. 47.

3 ГАРМЭ. Ф. -305, оп. 1, д. 396.

4 ГАРМЭ. Ф. -156, оп 1, д. 17, л. 2-5.

5 Известия по Казанской епархии. 1899. № 18. С.809.

6 ГАРМЭ. Ф- 156, оп. 1, д. 17, л. 2-5.

7 Пермяков В. Йулаш яндар юж кулеш // Марий коммуна. 1964. 25 ноября. С. 3-4.

8ГАРМЭ. Ф- 156, оп 1, д. 76, л. 346.

9 Пермяков В. Йулаш яндар юж кулеш // Марий коммуна. 1964. 25 ноября. С. 3.

Кугуёлова Ольга Михайловна. Воспитатель МДОУ детский сад «Шонанпыл»

д. Кельмаксола Советского района Республики Марий Эл.